Автор Дмитрий Лопухов
Black Metal - собственно,
название этого стиля металлической музыки происходит
от одноименной песни группы VENOM. Стилистически,
музыку ранних блэк-металлических групп удобнее всего
охарактеризовать как жуткую смесь из death-/thrash-/doom-metal.
Тематика текстов - из дэса; из трэша - ритмическая
сторона, музыкальная нагруженность; а антураж - из
дума. Представив сию смесь - вы с легкостью сможете
нарисовать стандартный музыкальный облик блэк-металлических
команд первой волны. К ним принято относит, собственно,
Venom, Bathory, Mercyful Fate, Celtic Frost. Разумеется,
с современным блэк-металлом, сии группы имеют слишком
мало общего, поскольку играемая ими музыка имела лишь
блэковую начинку, а составляющие элементы - трэшевые,
спидовые и т.д.
Вторая волна black-metal'лической
музыки относится к периоду конца 80-х - начала 90-х.
Группы, такие как, Necromantia, Samael, Blasphemy
уже напоминают нынешнее блэковое звучание, но, тем
не менее, с позиции современного любителя металлической
музыки, имеют довольно ощутимый крен в сторону прочих
направлений.
И, наконец, третья волна блэк-металлической окончательно
установила одну из ведущих ролей "черного"
металла на олимпе современной тяжелой музыки. Такие
группы, как Mayhem, Burzum, Darkthrone, Immortal,
Emreror, Satyricon, Enslaved, Gorgoroth, Morbid, Marduk,
столь же далекие от родоначальников - Venom и Bathory,
сколь и смесь death/doom/thrash от современного блэк-металла,
явили миру истинное лицо блэка.
Прежде чем говорить об основных музыкальных особенностях
стиля, необходимо остановится на идейной характеристики
блэк-металла. Идеологическую основу "черного"
металла составляют неприятие религиозных догм и норм,
эстетика насилия и разрушения. Противостояние конструктивного,
созидающего и деструктивного, разрущающего, как конкретный
пример - Бога и Сатаны в христианстве, - основная
тема, доминирующее звено в блэк-металлической музыки.
Именно по степени важности для конкретного исполнителя
этих элементов и происходит разделение на true black-metal
("настоящий", "идеологически выдержанный"
блэк), mainstream black-metal (весь тот блэк, который
не относится к тру) и false black-metal.
Для true-black'еров сатанизм играет определяющую роль.
Если блэк-металлическая комманда не уделяет должного
внимание означенному элементу, скажем, главенствует
языческая тематика (например, viking-элементы), то
тру-блэкеры автоматически относят провинившихся исполнителей
к mainstream-black'у. На самом же деле, граница между
тру и mainstream слишком размыта. Например, группа
Satyricon, являясь по сути, тру-блэком, тем не менее
постоянно использует некоторую долю viking' элементов.
Что, однако, не мешает ей занимать одну из ведущих
позиций на Олимпе блэк-металлической музыки.
False-black (фальшивый блэк) - это действительно печальное
и отвратительное явление. False-исполнители используют
блэк в коммерческих целях, ставя перед собой одну
лишь задачу - вытрясти из любителей тяжелой музыки
как можно больше денег. Эти господа не гнушаются ни
стандартных PR-методов, ни раскрутки на попсовых музыкальных
каналах, наподобие МТВ. Именно под воздействием false-black
металлистов появляются группы, играющие обычную альтернативу,
но, тем не менее, подающие себя как "супер-пупер-крутые-сатанюги"
:-) Хотя, собственно, от блэк-металла там уже ничего
нет. Яркий пример подобных недоносков - Marylin Manson
и иже с ними. О подобных ему господах даже говорить
не хочется, тем более - сие есть оффтопик, потому
как, собственно, блэк-металличности в их музыки нет
и никогда не было.
Итак, с идейной нагрузкой, кажется, разобрались. :-)
Теперь о музыкальных средствах. Здесь, опять же, не
все так просто, как хотелось бы. Для современного
блэк-металла характерны, цитирую:
[...основной чертой саунда блэк-металла является характерный
тембровый мир, проглядывающий так или иначе у большинства
исполнителей (даже у симфо- и атмосферик-блэк), скудный
и девственно-жесткий, как зимний пейзаж норильской
тундры. Тембр вокала и тембр гитар во многом схожи.
Характерен для блэк-метал верещащий, пронзительный,
"чернушный" вокал в духе раннего Квортрона
(BATHORY). Гитары с эффектом дисторшн сильно искажают
звук, создавая сыпучие, шершавые тембры. Образно и
точно охарактеризован этот тембр в журнале "Death
City": "Басовые линии провалены - и специально,
на переднем плане лесопильный звук гитар с интенсивными
ударными".] (М. Зуева, "МУЗЫКАЛЬНАЯ ЭНЦИКЛОПЕДИЯ:
Жанры и стили: блэк-металл")
Это - основная отличительная характеристика для любых
течений блэк-металлической музыки, коих существует
невообразимое количество: фолк-блэк, викинг-блэк,
готик-блэк, блэк-дэс... Более того, течения, в свою
очередь, стали делится на подтечения! Например, из
готик-блэка выделяется вампирик-блэк, основным представителем
которого является весьма известная английская группа
Cradle of Filth... Блэк-металлисты, плывя по пути
прогресса (иногда, увы, регресса) постоянно наталкиваются
на рифы новых идей. Зачастую, используя оригинальные
задумки, сами того не желая, открывают новые горизонты,
становятся родоначальниками уникальных подстилей.
Процесс этот, судя по всему, бесконечен.
Говорить о блэк-металле можно невообразимо долго,
обсуждать постоянно появляющиеся подтечения. Спорить
и выяснять - кто же играет тру-блэк, а кто - мэйнстрим.
Споры эти, по-видимому, закончатся лишь тогда, когда
мир тяжелой музыки сгорит в пламени Апокалипсиса,
задохнется под гнетом иных популярных направлений.
Чего, надеюсь, никогда не случится.
Так может быть, вместо того, чтобы стачивать зубы
в бессмысленной полемике, окунемся в мрачный мир тяжелой
металлической музыки. Забыв на мгновение о разноцветных
красках жизни, отправимся в путешествие по загадочному
миру "черного" металла?.. Каждый, думаю,
из этого путешествия вынесет для себя что-то новое,
интересное, неожиданное... Даже если блэк-металл вам
придется не по вкусу, ведь никогда не поздно отказаться.
Стоит попробовать... Хуже не будет, не так ли? Если,
конечно, вы не священнослужитель
Статья взята с сайта http://zhurnal.lib.ru